Интервью Романа Котова журналу "Мажордом" МГИМО

06
май
Интервью Романа Котова журналу "Мажордом" МГИМО
  • 06 Мая 2016

Горчаковский лицей: сплав академического совершенства и индивидуальной мотивации 


1 сентября Одинцовский филиал МГИМО откроет двери для сотен молодых людей и девушек — новоиспеченных мгимовцев. Но будет среди них и небольшая группа подростков, которые займут целый этаж основного учебного комплекса. Они станут первыми воспитанниками Горчаковского лицея, который в перспективе станет готовить будущих абитуриентов для МГИМО. О том, как разворачивается работа по созданию лицея, рассказывает Роман Котов, директор нового учебного заведения.

Вы смелый человек: чтобы начать с нуля такой проект, надо иметь не только мотивацию, но и большой опыт в данном сегменте рынка образовательных услуг.

— У меня довольно большой опыт организатора негосударственного школьного образования. Пять лет назад мы с супругой создали частную школу в Беляево, и она успешно развивается. Поэтому, когда руководство МГИМО обратилось ко мне с этой интересной идеей, я подумал: вот оно! Дело в том, что до того, как начать свой школьный проект, я долгое время работал в МГИМО и прекрасно знаю уровень и мощь научной школы университета. При одной мысли о том, что за спиной среднего учебного заведения может встать такой университет — со своей научной школой, которая создавалась в течение 70 лет, с программами, многие из которых носят инновационный характер, — любого охватит энтузиазм и желание воплотить в жизнь свои самые смелые идеи!

А что вы дадите лицею МГИМО?

— Наш педагогический и организационный опыт. Перед тем как создать свою школу, мы несколько раз ездили в Европу, знакомились с европейской системой образования. Я в свое время изучал американскую систему образования. Если наложить полученный нами опыт на успешные наработки, которые есть сегодня в российском образовании, то можно получить эффективную образовательную модель для старших школьников.

В чем ее зерно? — В индивидуальном подходе и работе с мотивацией. Для реализации этого принципа нужна специальная образовательная среда. Наилучшим примером здесь, на мой взгляд, может быть педагогическая система великого итальянского педагога Марии Монтессори, которую ЮНЕСКО вместе с Антоном Макаренко относит к педагогам, определившим развитие всей педагогики XX века. К сожалению, мы не можем применить принципы педагогики Монтессори в отдельном взятом десятом или одиннадцатом классе. Однако научный метод, при котором образовательная среда формирует самостоятельные аналитические навыки обучающегося, для нас чрезвычайно важен. Мне кажется, что, с точки зрения управления процессом, создать такую среду в частной школе наиболее перспективно. С другой стороны, это, конечно, реакция на образовательный запрос со стороны родителей. Никто не будет платить деньги просто так. Значит, это не прихоть и у родителей есть веские причины, чтобы выбрать частное образование.

Ищут индивидуальный подход?

— Конечно! На мой взгляд, государственная школа не должна обеспечивать взаимодействие педагога с каждым конкретным ребенком с учетом особенностей его развития. Это и понятно, основная задача государственного образования — прежде всего передать поколенческий опыт. У частной же школы есть возможность не только индивидуально заниматься с ребенком, но и — что очень важно! — ответить на образовательный запрос, с которым к ней обращаются родители. При этом мы с вами говорим сейчас, конечно, о тех частных школах, которые преодолели в своем развитии этап гувернерства, создали свои образовательные модели, то есть, по сути, стали авторскими. Учитель в такой школе умеет работать с ребенком как с личностью.

Если сравнивать — в чем преимущество лицея?

— Я выделяю три наиболее важных направления развития лицея, которые обеспечат его преимущество перед другими образовательными организациями: во-первых, это академическое совершенство, во-вторых, качество внеаудиторной работы, в-третьих, наставничество, понимаемое как взаимодействие педагога и ребенка в поиске ответов на вопросы, которые, как правило, так часто кажутся совершенно неразрешимыми в 16 или 17 лет. При этом важно ощущение лицеистом собственного творческого процесса, в котором учителя и наставники оказывают ему максимум помощи и поддержки.

Лицей — это же изначально не наше образовательное поветрие? — Мне в идее лицея очень нравится ее историческая составляющая. У лицеев в России есть своя традиция. Вообще они появились в начале XIX века во Франции. Учитывая исторический контекст отношений между Россией и Францией в тот период, идея эта была подхвачена российским образовательным сообществом. Но если во Франции лицеи были средними учебными заведениями, то у нас они стали вузами, отличавшимися от университетов своей лицеистской составляющей, то есть, поступив в лицей, можно было получить еще и высшее образование. Всего у нас было пять-семь лицеев…

Царскосельский — первое, что приходит на ум.

— Естественно. Как я люблю говорить, в России всегда было много гимназий, но в историю вошли лицеисты. Для МГИМО прежде всего очень важен Катковский лицей, который находился в здании у Крымского моста, где долгое время располагался и наш институт. Назывался он официально Лицеем имени Цесаревича Николая (в память о рано умершем старшем сыне Александра II), но в истории запомнился Катковским — по имени мецената Михаила Никифоровича Каткова, на средства которого и был создан. Для нас, создающих лицей в МГИМО, это очень интересно, мы поднимаем исторические материалы, учебные программы Катковского лицея, ищем и, уверен, найдем его устав. Мы уже знаем, что у него был юридический профиль, то есть гуманитарный. И у нас, в соответствии с документами Минобрнауки, будет два профиля: социально-гуманитарный и филологический. Первый предполагает, что в учебном плане будет больше часов на историю и обществознание, а второй свидетельствует о преобладании иностранных языков. И там и там будет два европейских языка, первым — английский. —

Какова будет структура лицея?

— Для Горчаковского лицея мы взяли только звено старшей школы — десятый и одиннадцатый классы. В этом сегменте процесс адаптации высшей школы к нуждам среднего образования будет идти естественнее и так, как нам бы больше хотелось. Но структурно лицей будет выглядеть как обычная школа — директор, завучи, учителя… Отличие в том, что, как я уже сказал, мы создадим образовательную среду, где центром притяжения станет библиотека, оснащенная современными средствами обучения, — место, где воспитанник сможет заниматься самостоятельно. Во-вторых, мы разработаем индивидуальные учебные планы, в рамках которых каждый ученик получит возможность выбора предметов в индивидуальной компоновке для изучения под руководством наставника. Взаимодействие с упором на индивидуальные способности обучающегося создаст точку роста, благодаря которой мы сможем оптимально подготовить ученика к дальнейшему обучению в университете.

Как идет подготовка к 1 сентября? — Завершен процесс лицензирования, проводятся информационно-агитационные мероприятия в целях набора воспитанников. Параллельно мы занимаемся отбором преподавателей — это один из ключевых факторов. Мы хотим, чтобы у нас работали специалисты из МГИМО, особенно языковые, а также те, кто давно и успешно работает в сфере школьного образования и понимает специфику подготовки к государственной итоговой аттестации в десятом-одиннадцатом классах.

Но фактически это будет подготовка к поступлению в МГИМО?

Наверное, с этой целью родители и будут приводить детей в лицей? — У нас были дни открытых дверей, где мы встречались с родителями, их пришло неожиданно много — больше ста, хотя мы набираем в каждый класс максимум 15 учеников. Из разговора с родителями мы поняли, что большинство рассматривает лицей как один из вариантов наиболее качественной подготовки к поступлению в МГИМО, но есть и родители, у которых талантливые дети, и они ищут для ребенка не просто качественного образования, а скорее новых образовательных горизонтов, потому что в их случае обычная школа исчерпала себя.

В чем вы видите главную фишку лицея при МГИМО?

— Я бы хотел максимально использовать международные возможности МГИМО. Чтобы воспитанники ездили в поездки, учились в зарубежных школах-партнерах на английском языке. Так, у моей школы есть успешный опыт сотрудничества с лицеем-партнером в Хорватии. Используя ресурс университета, мы могли бы установить контакты, например, с международной школой в ООН в Нью-Йорке, где учатся дети сотрудников организации.

Теперь вам по силам программы обменов, ведь с приращением прекрасных спорткомплекса и гостиницы Одинцовского филиала у вас появилась возможность достойно принять гостей.

— Спасибо за идею. Инфраструктура филиала настолько современна, что по ее уровню мы точно не отличаемся от наиболее известных и статусных частных школ в России и за рубежом.

Какие еще возможности МГИМО вы используете?

— Их много, например студенты второго курса факультета МЖ (отделение по связям с общественностью) помогают нам вести информационную кампанию по продвижению лицея. Кстати, для них она стала учебным пиарпроектом. Ребятам удалось создать очень красивую энергетику внутри этого процесса! Особенно это чувствовалось на дне открытых дверей. Они ведут страницу лицея в соцсетях, работают на образовательных выставках, это неплохое пиар-сопровождение, получается вполне по-взрослому.

© Ссылка на источник: http://penates.mskobr.ru/novosti/interv_yu_r_i_kotova_zhurnalu_mazhordom_mgimo/